Интервью с владельцем портала Top-hit.ru

Игорь Краев — основатель и руководитель портала Tophit.ru — одного из самых интересных проектов в индустрии музыкального продюсирования в современной России. Tophit.ru – это портал, работающий для двух больших категорий профессиональных пользователей: первая — это производители музыкального контента (продюсеры, рекорд-лэйблы, артисты и др.), вторая — это музреды радиостанций и телеканалов — все те, кто отвечает за содержание музыкального эфира. Для того чтобы лучше разобраться в возможностях этого интернет-проекта, его преимуществах для пользователей, трендах и перспективах индустрии, мы встретились с Игорем и все узнали лично.

igor_kraev1

Youngbastards.ru: Первый вопрос — как зародилась идея подобного портала? Вам уже 8 лет, следовательно, Вы придумали это в 2003 году, когда интернет в России ещё был не настолько развит.

ИК: На самом деле, это уже третья онлайновая «реинкарнация» проекта. Если же говорить об offline’овых версиях, то их ещё больше. Tophir.ru — это версия 3.0. Предыдущим нашим проектом, версией 2.0 был сайт mp3fm.ru. Хорошее было доменное имя, но мы его потеряли по неопытности. Ну, а наш первый уровень в онлайне был на сайте radio.arsrecords.ru. Это было давно, когда я ещё работал в компании ARS у Игоря Крутого. Замечу, кстати, что на тот момент рынок дистрибьюции музыки на радио был достаточно конкурентным – сразу несколько серьёзных контор с начала 90-х годов плотно контролировали процесс почтовой рассылки зарубежных и российских хитов на радиостанции.

YB: Поскольку наш блог для молодых продюсеров, думаю им будет интересно узнать, как работает подобного плана система попаданий в ротацию на радио за рубежом?

ИК: Мы, по большому счёту, ничего нового не придумали. Похожие проекты существуют и за рубежом; офлайновые и онлайновые. Мы придумали ряд важных интерфейсных новшеств. Это то, что позволяет нашим партнёрам на радио и в шоу-бизнесе работать легко и удобно. Но основная «фишка» заключается в том, что, в отличии от всех нам известных проектов, у нас есть очень мощная обратная связь с радиостанциями, телеканалами и всеми остальными партнёрами. В результате, мы не просто рассылаем новые треки на радио, но и предоставляем очень подробные статистические данные по каждому треку. А за счёт радиочартов, формируемых на основе данных от радиостанций, становится понятно, что происходит с новой музыкой в эфире на очень большой территории — в России, Украине, странах СНГ, Балтии и за рубежом.

YB: Кстати, есть ли какие-то международные аналоги, или вы первопроходцы, и скоро можно будет добавить к вам на сайт аудиозапись, и радиостанции Америки возьмут её в ротацию?)

ИК: Мы ориентированы на радиостанции с русскоязычным музыкальным вещанием. А в общем, мы универсальны, вопрос только в масштабировании. На локальных рынках есть, конечно, свои особенности, но в целом наша платформа может работать где угодно — хоть в Австралии, хоть в Африке, хоть в Китае.

igor_kraev2

YB: Россия — консервативная страна, здесь с трудом воспринимается всё новое. Как вам удалось привлечь радиостанции к сотрудничеству?

ИК: Заинтересованность всех участников процесса — это универсальный инструмент, который позволяет поддерживать жизнеспособность нашего проекта, развивать его. Радиостанциям интересно оперативно получать новые хиты звёзд и интересные работы молодых исполнителей. Вот первая «зацепка». Артистам важно быстро и эффективно рассылать свои песни на радио. Вот «ответная часть». Две эти истории подходят как ключ к замку. И если у нас получается сделать взаимодействие исполнителей и радиостанций эффективным и удобным, то проект будет самодостаточным. Здесь мы похожи на youtube, wikipedia, социальные сети – пользователи сами взаимодействуют друг с другом, мы им помогаем.

YB: Знают ли о вас в регионах? Вы рекламируетесь? И если да, то как и где?

ИК: Нет, tophit.ru не рекламируется, ведь наша целевая аудитория довольно узкая, в основном это музреды радио и телеканалов, шоу-бизнес и ближний круг профессионалов из смежных областей. У нас в последнее время есть свой Top Hit Чарт, который ведёт на Муз-ТВ Митя Фомин, но я не могу назвать это рекламой. Это скорее имиджевая фишка.

YB: Какие у Вас ближайшие планы на развитие дополнительных сервисов?

ИК: Мы сейчас тестируем инструменты для прямой загрузки на наш сервер клипов, но это не основная тема. Несмотря на то, что радио пока остаётся самым главным и эффективным промоканалом для артистов и их хитов, молодежь гораздо больше новой музыки получает из интернета и через клубные танцполы. Мы сейчас готовим уникальную платформу, которая позволит нам взаимодействовать с клубными ди-джеями тем же образом, как мы работем с радиостанциями. С одной стороны, ди-джеям будут доступны новинки поп-музыки и ремиксы коллег на популярные треки, с другой стороны, ди-джеи будут получать возможность скачивать исходные материалы для создания собственных ремиксов. И, наконец, они смогут размещать свои новые работы на tophit.ru. А уже оттуда их миксы и ремиксы на популярные треки будут расходиться по радиостанциям и клубам.

YB: Есть ли у вас в планах другие проекты для индустрии, и если да, то получается ли у вас выкроить время для них?

ИК: Хотим попробовать сами снимать музыкальные передачи для ТВ. Но, конечно, продакшн очень дорогая вещь, и мы пока не уверены, что будем двигаться в этом направлении. Вот проект с диджеями — да, тут все понятно — и аудитория большая, и с охватом проблем не будет. Ещё один проект, который мы запустим в этом году – это платформа, в том числе и мобильная версия, для прослушивания популярной музыки. Тут конечными устройствами будут компьютеры, планшетники, смартфоны, и даже простые мобильные телефоны.

YB: Сколько человек в команде tophit.ru? Как вы подбираете персонал? Какими личными и профессиональными качествами необходимо обладать для работы у вас?

igor_kraev3

ИК: В команде tophit.ru работают бодрые, быстрообучаемые, многосторонне развитые, коммуникабельные люди. Что касается технарей, то большинство из них – аутсорсеры, то есть сидят не в московском офисе, а у себя дома; часто в других городах и даже в других странах. Что касается управления процессами, то у нас два менеджера контролируют взаимодействие с 400 радиостанций, 60 телеканалами, более чем 1000 правообладателей. Конечно, по мере необходимости постоянно кто-либо подтягивается. Например, программисты или юристы. Но, в целом, постоянный штат – меньше 10 человек. Мы в полной мере используем преимущества социальных сетей с точки зрения организации всех рабочих процессов. Приведу простой пример: в какой-то момент мы поняли, что у нас бывают проблемы с техническим качеством контента, который правообладатели добавляют в нашу базу. Мы долго думали, кто же будет контролировать качество треков и клипов. Традиционно в таком случае планируют бюджет, нанимают человека, который контролирует качество, а также человека, который контролирует контролёра. И это крайне неэффективно. Именно так обычно поступает государство, и именно поэтому государство часто неэффективно. Мы же придумали очень простое решение. Любой пользователь может пожаловаться у нас на качество любого трека или клипа, нажав на кнопку прямо на сайте, или даже написать — в какой песне или клипе какая ошибка. У нас в системе эта «жалоба» сразу отображается, и проблема оперативно решается. Таким образом, активность и заинтересованность самих пользователей помогает нам эффективно решать проблемы не увеличивая штат и затраты.

YB: Какой случай из жизни tophit.ru за 8 лет Вам запомнился больше всего?

ИК: Трудный период — конец 2003 года, когда мы из-за доверчивости и неопытности потеряли наше тогдашнее доменное имя — mp3fm.ru. Мы могли потерять наши компьютерные базы и вообще всю систему. Тогда в результате быстрых и профессиональных действий нам удалось сохранить всё это. Был придуман новый домен – tophit.ru, и мы смогли развивать наш проект дальше.

YB: Игорь, как ты считаешь, чего не хватает на российской эстраде? Есть ли какие-то интересные тренды?

ИК: Не хватает новых артистов и новой музыки. Не потому что их нет, а потому что их не пускают в эфир. А если они не доступны большой радиоаудитории, то их никто не узнает и не полюбит. Любой человек в принципе достаточно консервативен, и в этом отношении музреды на радио – не исключение. Их вкусы сформировались. Им комфортно работать с известными хитмейкерами. Они с опаской и недоверием относятся к новым артистам, так как неизвестно, смогут ли эти исполнители оправдать ожидания, привлечь внимание аудитории и поднять слушаемость и рейтинг радиостанции. Зачем тратить время на новичков, если нет никаких гарантий того, что они понравятся аудитории? При этом есть значительный перекос между предпочтениями менеджеров радиостанций и радиоаудиторией. Слушатели более подвижны, они готовы воспринимать и новые треки, и новые жанры, и новых исполнителей. А музыкальные редакторы оперируют привычными именами – Дмитрий Маликов, Леонид Агутин, Hi-Fi… Я не говорю, что нужно звёзд выкинуть из эфира и заменить никому неизвестными артистами. Однако нужно понимать, что природа радиоэфира такова, что количество мест для песен очень ограничено, особенно с учётом ротации, то есть многократного повтора одних и тех же треков. Найти разумный баланс между звёздными треками и новичками – сложная задача, от решения которой музреды чаще всего просто уклоняются.

YB: Как вы себя мотивируете в трудную минуту?  Что говорите, когда что-то не получается?

igor_kraev4

ИК: Практически всегда все получается. Я много где проработал — и продюсером, и радиоменеджером, и ведущим. Практически все задачи решаемы. Если долбить, не сдаваться, использовать нестандартные подходы, то все получится. Самое главное — делать то, что действительно нравится.

YB: Что бы ты посоветовал, пожелал начинающему продюсеру?

ИК: Нужно любить своего артиста, верить в него, как Айзеншпис верил в Билана, как Пригожин верит в свою жену, как, наконец, Витя Дробыш, Алёна Михайлова, Макс Фадеев или Костя Меладзе верят в свои проекты. Продюсер должен тонко чувствовать своего артиста… И есть ещё одна важная вещь, помимо веры и чутья. Продюсер должен уметь обращать в свою веру всех людей, мнения которых являются принципиальными для продвижения артиста — музыкальных редакторов, продюсеров, журналистов, авторитетных радио и телеведущих. Он должен понимать всех людей, которых можно считать целевой аудиторией своего артиста.

YB: Где можно обучиться музыкальному продюсированию в России?

ИК: На курсе RMA, в Университете Управления. Там массу практических курсов читают реальные и успешные менеджеры шоубизнеса и медиа. Там, кстати, преподаю и я. Ещё один отличный вариант — пойти курьером или самым простым менеджером в какой-нибудь продюсерский центр или рекорд-компанию. Нет способа лучше почувстовать как работает индустрия, чем начать варить кофе в каком-нибудь офисе))). Впитывать информацию, знакомиться с людьми и медленно созревать для собственных проектов. Я знаю менеджеров шоу-бизнеса, которые начинали курьерами, грузчиками, музыкантами, аранжировщиками, и даже секретарями и водителями. Главное очень хотеть и любить то дело, которым ты занимаешься.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.